Виртуальный музей как инновационная форма гражданско-патриотического воспитания

Виртуальный музей как инновационная форма гражданско-патриотического воспитания

«В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования» /Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений/. Министерство образования России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовнонравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует их создание образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней, поскольку педагогический и памятникоохранительный аспекты организации и функционирования музеев занимают важнейшую сторону деятельности образовательных учреждений при осуществлении необходимого взаимодействия с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами и другими организациями.

Известно, что экспозиционная часть музеев составляет примерно 30% от общего количества хранящихся в них произведений искусства. Остальные 70% находятся в фондохранилищах. Меняются экспозиции редко и незначительно.

В последнее время в связи с развитием информационных технологий и развитием Интернета появилась инновационная форма - виртуальный музей.

За рубежом и в России открываются все больше и больше музейных сайтов. Интернет дает возможность посетить не только отечественные музеи, но и побывать в знаменитых музеях других стран. Ссылки на многие из них можно найти на сервере «Музеи». Так, например, можно посетить Лувр и пройтись по его залам. На сервере «Музеи России» мы можем найти такие музеи, как «Государственный историко-культурный музей-заповедник», «Третьяковская галерея», «Государственный Эрмитаж», «Государственный Русский музей» «Московский Кремль» и другие.

Вопрос о значении виртуальных музеев в сохранении историко-культурного наследия нашей страны постоянно поднимается на различных конференциях. В своей работе «Сайт истории города как форма виртуального историко-краеведческого музея» ответственный хранитель музея археологии г. Москвы Антон Борисович Лагутин предлагает схему открытия виртуального музея и способ подачи информации в нем. Он считает, что именно сайт истории отдельной территории или города может стать универсальным источником информации о прошлом данной местности.

Свою лепту в сохранение наследия и создание виртуальных музеев вносят учреждения образования, в том числе и учреждения дополнительного образования, при которых существуют музеи и имеется материальная база для создания своих сайтов. Эта работа проводится в рамках «Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей до 2010 года», в которой планируется внедрение информационных технологий в музейную педагогику образовательных учреждений.

Воспитательный потенциал такой формы работы широк. Виртуальные музеи позволяют:

  • повысить общеобразовательный и культурный уровень подрастающего поколения;
  • способствовать формированию ценностных ориентаций воспитанников;
  • сохранить историко-культурное наследие общества;
  • стимулировать интерес подростков к позитивному практическому использованию компьютерных средств.

 

На страницах сайта имеет смысл разместить подробную, последовательно изложенную популярную историю территории, образовательного учреждения и т.п., снабженную максимально богатым иллюстративным рядом.

Существование интернет-сети дало возможность в 2003 году педагогам и воспитанникам молодежного центра «Визит», а также Центра информатизации образования на сайте Дворца открыть виртуальный музей В.П. Поляничко. Это инновационная форма работы с аудиторией, предполагающая расширенный круг потребителей, в сферу которого могут входить не только педагоги Дворца, воспитанники и родители, но и все пользователи всемирной сети Интернет.

Немного из истории создания виртуального музея В.П. Поляничко.

1 августа 1993 г. Виктор Петрович погиб при исполнении служебного долга на Северном Кавказе. И в связи с просьбой Администрации города Оренбурга об увековечивании памяти В.П. Поляничко, учитывая большой вклад в социальное и экономическое развитие Оренбургской области, Законодательное Собрание Оренбургской области приняло решение от 19 октября 1994 года присвоить имя В.П. Поляничко ОЦДЮТ (ныне ОДТДМ).

Уже почти 10 лет педагоги, воспитанники ОДТДМ им. В.П. Поляничко проводят поисковую работу по жизнедеятельности В.П. Поляничко и сегодня накоплен определенный поисковый материал. Но для широкого обозрения и постоянного доступа воспитанников, их родителей, педагогов и гостей нашего Дворца к этим материалам стало необходимо создание музея. Педагогами молодежного центра «Визит» областного Дворца творчества детей и молодежи был разработан проект создания музея В.П. Поляничко, предполагающий использование экспонатов, организации бесед и диспутов, дней Памяти, подготовки сочинений, творческих и исследовательских работ. Поисковые материалы пополняются в ходе встреч и сотрудничества с теми, кто знал Виктора Петровича, работал с ним.

Специализация музея В.П. Поляничко: пропаганда музейного движения как одной из форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.

Цель виртуального музея В.П. Поляничко: способствовать формированию гражданственности и патриотизма подрастающего поколения на примере жизнедеятельности В.П. Поляничко и сохранять память о нем.

Структура виртуального музея В.П. Поляничко

  1. Биография и жизнедеятельность Виктора Петровича Поляничко, где рассказывается о периодах жизни и работы Виктора Петровича городах: Ростов-на-Дону, Оренбург, Гай, Орск, Магнитогорск, Челябинск, а также деятельности в Афганистане.
  2. Архив документов, в котором размещены документы из личного дела В.П. Поляничко, представленные центром документации новейшей истории Оренбургской области.
  3. Библиография книг В.П. Поляничко, а также книг и статей о В.П. Поляничко, имеющихся в фонде молодежного центра «Визит».
  4. Адреса и информация о благотворительном фонде «Будущее Отечества» им. В.П. Поляничко и его филиалах, о школах имени В.П. Поляничко, школах, имеющих музеи В.П. Поляничко.
  5. Поисково-музейная работа по жизнедеятельности В.П. Поляничко. Этот раздел состоит из страничек:Фотоальбом мероприятий, посвященных памяти В.П. Поляничко.
    • - цикл встреч с соратниками и друзьями В.П. Поляничко «Его судьба на перекличке былых и будущих времен» для воспитанников и педагогов ОДТДМ;
    • - воспоминания из рукописной книги «Навечно в наших сердцах»;
    • - митинг памяти «Ему одного Карабаха хватило бы на целую жизнь…»;
    • - список видеофильмов о В.П. Поляничко в фонде молодежного центра «Визит»;
    • - уроки Памяти «Отечества достойный сын» с воспитанниками и педагогами ОДТДМ.
  6. Новости. На этой страничке размещается информация о последних мероприятиях, посвященных памяти В.П. Поляничко. В настоящее время на этой страничке рассказывается о прошедшем областном конкурсе «Моя река - Урал», представлены творческие, поисково-исследовательские работы победителей конкурса, школьников и педагогов. Также, сообщается о только что проведенном митинге памяти, посвященном 15-летию со дня гибели В.П. Поляничко, об открытии во Дворце материального музея В.П. Поляничко.

29 октября 2008 г. во Дворце был открыт материальный музей В.П. Поляничко. В главном зале музея (фойе второго этажа) установлен плазменный экран и информационный терминал (локальный музей). Это дало возможность посетителям музея во время экскурсий познакомиться с материалами поисковой работы педагогов и воспитанников по жизни и деятельности В.П. Поляничко в Оренбургском крае, находящимися на страницах (сетевого) виртуального музея, просмотреть фото, аудио и видеоматериалы, имеющиеся в фонде музея. Материалы виртуального музея В.П. Поляничко постоянно пополняются и обновляются.

На электронный адрес Дворца поступили первые отзывы по работе виртуального музея. Так, кандидат исторических наук Николай Митрохин, занимающийся историей ЦК КПСС, прислал письмо, где высоко оценил наш виртуальный музей и заинтересовался библиографией книг и статей о В.П. Поляничко. В настоящее время с ним ведется переписка.

В 2008 году по итогам областного конкурса «Растим патриотов России» в номинации «Методические материалы» молодежный центр «Визит» получил диплом I степени за методическую разработку «Виртуальный музей в образовательном учреждении», в которой собраны материалы из опыта создания виртуального музея В.П. Поляничко. Эта работа отправлена на Всероссийский конкурс «Растим патриотов России». А работа «Это наша с тобой биография…» диплом II степени в областном конкурсе образовательных мультимедийных изданий, посвященный 90-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей «Золотые страницы истории».

Таким образом, виртуальный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Работа музея повышает эффективность процесса гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении, путем включения учащихся в социально значимые виды деятельности на основе эффективного использования информационных технологий.

Киндеева Л.Л., педагог дополнительного образования
молодежного центра «Визит» областного Дворца творчества