Степанов В.Н.

С Виктором Петровичем Поляничко я познакомился в начале 60-х прошлого столетия. В то время Виктор Петрович работал первым секретарем Орского горкома ВЛКСМ, а я первым секретарем райкома комсомола в одном из районов Астраханской области. Находясь в отпуске в г. Орске мне, конечно, захотелось побывать у своих коллег.

Первое впечатление: когда я в конце дня зашел в горком, то увидел много молодежи – девчат и парней с красными повязками на рукавах, веселых, о чем-то своем разговаривавших.

В городе проводился рейд по поддержанию общественного порядка. Непримиримость Виктора Петровича к тем, кто был способен к хулиганству общеизвестна. Он был грозой для них, и это мнение его твердо бытовало среди жителей г. Орска. Встреча с Виктором Петровичем состоялась через два дня.

Крепкое рукопожатие, непринужденный разговор. Удивительно то, что буквально через несколько минут инициатива к беседе целиком перешла к Виктору Петровичу.

Его интересовало буквально все, что касалось работы с молодежью! Я рассказал ему о созданных в районе комсомольско-молодежных звеньях в коневодстве и животноводстве, организации работы с ними, о проводимых днях молодежи, на которых наряду с другими мероприятиями, проходило чествование молодых передовиков в соревновании! Об установившихся связях с моряками Каспийского флота, а затем Балтийского. О приходе в день рождения пионерии военного корабля, который ребятишкам было дозволено и потрогать, и покрутить, а в конце еще и прокатиться.

Впечатлений от первой встречи с Виктором Петровичем в те далекие 60-е годы осталось много. Особенно покорило его умение располагать собеседника. Позже я многократно убеждался. Его эрудиция, спокойный уравновешенный голос, умение слушать располагали к разговору и механизатора, и доярки, и учителя, и ученого.

Особое место в жизни Виктора Петровича занимает его работа в Афганистане. Являясь руководителем группы советников из нашей страны и непосредственно осуществлявший связь с правительством Афганистана и руководителем НДПА, Бабраком Кармалем, а затем и Наджибуллой, он с присущей ему энергией многое делал по исполнению интернационального долга.

Борьба за власть внутри партии между халькистами и наргалистами наносила огромный вред, в решении задач стоявших перед молодой республикой.

Понимая это, Виктор Петрович постоянно уделял внимание укреплению единства партии, ее целостности, поэтому не случайно он являлся инициатором разработки политики национального примирения получившей дальнейшее признание в различных регионах мира…

Десятки лет велась борьба между представителями Хальк (народ) и Парчам (знамя), зачастую приводившая их даже к физическому уничтожению друг друга.

На первый взгляд в этих фракциях не было отличий в достижении конечной цели – это построение демократического государства.

И то и другое крыло, верхушка их представителей, могли часами доказывать свою правоту, зачастую ссылаясь на труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, а порой и Троцкого. Все эти продолжительные споры вдруг заканчивались одним: «А почему в таком-то министерстве, провинциальном партийном комитете на одного парчамиста больше чем халькиста или наоборот».

Виктор Петрович через свою эрудицию, железную логику, умение убеждать, все делая, чтобы на нет свести противостояние, в партии, находя для этого все новые и новые компромиссные решения проблемы.

ЦК КПСС поддержало его предложение о закреплении областей союза за провинциями Афганистана. Так были установлены дружественные связи между Оренбургской областью и провинцией Нангархад. В Оренбург приезжала делегация, в состав которой входили представители Хальк и Парчам. Аналогичные делегации были направлены и в другие районы СССР.

Побывали и оренбуржцы в Афганистане. Первым возглавил нашу делегацию Заверюха А.Х., работавший в то время начальником управления сельского хозяйства области.

Виктор Петрович не был просто политическим советником. В круг его обязанностей, которые в основном он сам себе определил, входили вопросы экономики, национального примирения, образования (более 90% населения не могли ни читать, ни писать), укрепления армии, щарамдоя (их полиции).

По его рекомендации, в первичных партийных организациях систематически рассматривались вопросы направления на работу в щарамдой членов и кандидатов в члены партии, членов ДОМА, сочувствующих. В результате в ряде провинций в городах, уездах были созданы батальоны, отряды по защите революции. Обстановка в стране этого требовала.

Повсеместно многократно совершались террористические акты против членов партии, против учителей, учащихся, рабочих. Стало нормой, когда душманы увозили с собой молодых парней, заставляя их под страхом смерти расправляться с инакомыслящими.

Другим направлением в советской работе Виктора Петровича была постоянная связь через партийные комитеты с деятелями религии. Встречи с муллами, улемами, установлении тесного контакта с ними, используя их в дальнейшем как одну из реальных сил для поддержания государственной власти. А сила у служителей культа была огромная. Порой ими сказанное слово являлось законом для верующих: «Аллахом отдана земля богатым и владеть ею должны только они. Этого было достаточно, чтобы земля, в результате революции переданная бедным, вновь возвращалась прежним хозяевам. А землю эту, бедные крестьяне по-прежнему пашут деревянной сохой, боронуют деревянной бороной, сеют, разбрасывая зерна вручную, серпами жнут, быками молотят, трехрожковыми деревянными вилами веют, подбрасывает зерно с половой.

Видя в духовенстве реальную силу, Виктор Петрович постоянно рекомендует и добивается введения в Афганскую армию института муллы. Такой неординарный подход вызывает только уважение к нему, особенно если учесть, что Виктор Петрович до корней волос был коммунистом и представлял страну с воинствующей антирелигиозной внутренней политикой.

Руководство Афганистана уважало Виктора Петровича за его преданность делу, верность в отношениях, искреннее желание сделать жизнь простого народа лучше. Его удивительная работоспособность, уверенность в своих силах, в правоте дела, которому служил, позволили ему многое сделать и добиться всеобщего признания.

Степанов В.Н., соратник В.П. Поляничко