Нам не забыть Афганистан

Нам не забыть Афганистан

Автор:  Бронская Н.М., педагог-организатор ДДТ Илекского района.

Руководитель: Кухлевская Т. В., заместитель директора по организационно–

массовой работе.

(Звучит песня «Синева»).
 
Ведущий 1: «Солнце, теплая вода,
Пыль и скалы, крик шакала.
По пятам идет беда
И рука стрелять устала».
 
Ведущий 2: Рядом друг, еще живой,
Налетевший на растяжку.
Страшный, без руки, слепой.
Кровь на порванной рубашке»
Ведущий 1: «Все, дружок, кольцо в руке.
Мы живыми не сдадимся!
Мы еще так молоды,
Не придется нам жениться»
Ведущий 2: «Магазин уж пуст давно,
Лишь граната между нами
Жаль, что это не кино,
Мы с тобой в Афганистане…»
 

 (Выход ведущих). 

Ведущий 1: 15 февраля день вывода Советских войск из Афганистана, день памяти войнов интернационалистов.    

Ведущий 2: Афганская война. Далёкая, не за свою землю, она, тем не менее, больно прошлась по многим советским семьям, заставила огромное число российских матерей по сей день плакать по своим сыновьям. Будто всё это случилось не  25 лет назад, а только вчера. 

Ведущий 1: Подвиг всех, исполнивших интернациональный долг в Афганистане, по сложившейся традиции в России вспоминается ежегодно 15 февраля. В день официального вывода из Афганистана советских войск. Каждый год оставшиеся в живых «афганцы» – участники  той войны – встречаются, вспоминают время войны, раз и навсегда изменившее их представление о жизни как таковой.                                           

Ведущий 2: Заставившее все события мирного времени, все человеческие поступки соразмерять с суровым кодексом чести, сформированным войной. Настоящей войной, с потом и кровью. Где смерть подкарауливала на каждом шагу. Где рассказы отцов, прошедших Великую Отечественную, становились страшной явью.  

Ведущий 1:  А было это так: 25 декабря 1979 года в 15-00 часов Высшее Руководство Советского Союза приняло решение о вводе Советских войск в Афганистан. 

Ведущий 2:  Из-за высоких Гиндукуш к нам не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «чёрные тюльпаны», доставлявшие гробы, напоминали, что там идёт настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из лёгких… 

Ведущий 1: Нашим солдатам, почти  ещё мальчишкам, пришлось проходить «науку воевать» на месте, в ходе войны: Непривычный знойный климат, холодное высокогорье или раскалённые пустыни, тяжелейшие условия партизанской войны, когда за любым камням, кустом или домом может оказаться вооружённый враг – вот в таких условиях воевали наши воины-интернационалисты.                                        

Ведущий 2:  После длительного полёта, выползая из самолёта с оловянными глазами и раскачиваясь, словно хмельные, свежие силы «ограниченного контингента» долго и бессмысленно озирались по сторонам. Экзотический Восток   был неописуемо красив. Снежные вершины гор вокруг Кабула! Высоченные карандаши минаретов! Звенящий чистый воздух и высокомерное испепеляющее солнце чужаков! Неведомый до сей поры, сказочный Афганистан. Никого не могло оставить равнодушными это великолепие. Оно  волновало душу и будущего героя, и будущего труса или предателя. Ведь  именно так Афган рассчитает их, стоявших пока в одном строю. 

Ведущий 1: Мы шли пружинисто и дружно –
Две сотни ног в единый шаг,
И слава русского оружья
Звенела в нервах и ушах.
Туда, где полковое знамя
Цепляло верхние слои,
 Взмывали соколы орлами
 И соловьями воробьи.
 Земля сама под шаг просилась –
 Десантный шаг, и потому
 От грома небо покосилось,
 Берету вторя моему.
 И окна радостно сверкали
 Сквозь вишен розовый туман...
 И мы тогда еще не знали
 Словца мудреного – «душман».                                      

Ведущий 2: А душманы яростно ненавидели русских  и жестоко расправлялись с нашими ребятами, попавшими в их звериные лапы.

Ведущий 1:  Беда случилась с группой из восьми молодых солдат. Таких молодых ребят здесь называют «бача», то есть по афгански – «ребенок», «малыш». Их под командованием необстрелянного сержанта отправили на добычу камня для хозяйственных нужд. Вырвавшись на волю подальше от начальственных глаз, они, понятное дело, расслабились и разомлели под лучами чужого солнца. Посовещавшись, решили единогласно: задачу выполняем за полтора часа вместо отведённых четырёх, а остальное время отдохнём в тенёчке и выспимся. Наскоро надолбив необходимую кучу и закидав её в кузов, бросили на пальцах, кому быть часовым. Часовой, смешливо  посокрушавшись, залез в кабину с открытыми дверями. Друзья расположились на травке.                                    

Ведущий 2:  Через двадцать минут, раскиснув от непривычной жары, все спали по-детски крепко, с причмокиванием. Первым лёгким пинком в живот был разбужён сержант. Приветливо улыбающийся «дух», ровесник нашего вояки, приложил  палец к губам и поманил: «Вылезай!»  Осоловевший и разомлевший, ничего не соображающий от перегрева парень с овечьей покорностью выполз из-под машины. Ему тут же залепили рот кляпом и связали. Остальных  выволакивали из тенёчка точно так же.                                    

Ведущий 1:  Расправа была изощрённой и бесчеловечной: сержанта посадили на кол, его руки, связали за спиной, переломали все пальцы. Сержант молчал даже в момент агонии. Оставшимся «бачатам» поочерёдно отрезали головы и сложили пирамидкой на кабине взглядами на восток. Но одного солдата оставили живым. Его, сошедшего с ума, привязали собачкой к сержантскому колу, и спешно исчезли, забрав отрезанные уши для отчётности. «Аллах акбар!»

Ведущий 2:  Не сон, а явь. В горах Афганистана, 
Охваченные мстительным огнём, 
Душманы гульбеддиновского клана 
Его казнили августовским днём.                                          
 Весёлый парень из деревни вятской, 
Девятидневный новичок войны, 
С кровавою налобною повязкой 
Стоял он возле каменной сосны.
Глядел в чужие дымчатые дали, 
Короткой жизни подводя итог, 
А моджахеты яростно рыдали, 
Протягивая руки на восток.
Ведущий 1: И тени зла сменили тени страха 
На пыльной коже смуглого лица. 
Они просили гневного Аллаха 
Простить их за распятье пришлеца.
Из-за рядов неторопливо вышел 
И приказал хозяин-феодал: 
– Отрезать ему уши – чтоб не слышал, 
Глаза повыжечь – чтобы не видал.
И распластали грудь ему ножами 
И вырезали сердце из груди. 
И как шакалы палачи визжали: 
– Вовек, гяур, сюда не приходи!
Ведущий 2: Одну из веток дерева пригнули, 
Подвесили солдата на сосне. 
А сердце в пропасть ближнюю швырнули 
И сгинули в вечерней тишине.
Сосна его растерянно качала. 
Немела ночь. Ни звуков. Ни огней. 
А сердце всё настойчиво стучало 
Из-под неостывающих камней.
И всё ему, бессмертному, внимало – 
И тот орёл, что вымерял простор, 
И тот овраг, с прожилкой речки малой, 
И тот аул, что прятался меж гор.
И травы, омертвевшие когда-то, 
Очнулись вновь и дружно в рост пошли. 
Как будто сердце русского солдата 
Вдруг стало сердцем выжжен  ной земли.

Виктор Кочетков.

Ведущий 1:  Почти пятнадцать тысяч убитых. Без малого тридцать семь тысяч искалеченных. Таков печальный итог девятилетней афганской эпопеи. О том, как гибли наши мальчишки, и что на самом деле творилось в Афганистане, громко говорить не полагалось. 

Ведущий 2:  Шли домой солдатские письма. Шли с войны, обожженные, пропахшие потом, кровью и порохом. Неприметные в гряде почты конверты. Но не было в них рассказов о войне. Не разрешалось об этом ни писать, ни говорить. Вроде бы и нет ничего. А любящие сыновья, конечно-же, жалели своих родителей. Поэтому в письмах описывали обычную службу, как у всех, просили за них не переживать, не беспокоиться. Как они похожи друг на друга – эти солдатские письма с афганской войны, хотя и были написаны разными, по сути, людьми...    

(Песня «Письмо»). 

Ведущий 1: Много горя бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.

                                                                                     

Ведущий 2. Профессионально и мужественно выполняли свой долг военные, гражданские и политические советники: офицеры разведки, армейские штабники и замполиты, партийные и комсомольские работники, учителя и врачи, агрономы и архитекторы, геологи и связисты, журналисты и строители. Около миллиона советских людей прошло через горнило Афганистана. Немало полегло их на той каменистой земле: тысячи погибших и умерших от ран и болезней, сотни пропавших без вести.  

Ведущий 1: Немало воды утекло с того времени, потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры.Но, только память о далёкой Афганской войне жива и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстоянье. Многие с той войны вернулись окрепшими, возмужавшими их грудь украсили ордена и медали. Награды за мужество, отвагу и честь. 

Ведущий 2:  Я видел много раз в боях,
Как смерть друзей моих косила.
Сыновий принимая прах,
Навзрыд Россия голосила.
А мы, друзей прикрыв землей,
Склоняли головы в печали.
Тая не слезы - гнев немой,
Мы обвиняюще молчали.

Ведущий 1:  Страшнее всего было провожать на родину мёртвых. Солдаты предпочитали  любое боевое задание, но только не это. Им не забыть «чёрный тюльпан», цинковый ящик, запах формалина и сосновых досок, чёрные от крови брезентовые носилки. А самолёты всё таскали через перевалы свой тягостный груз. Армия  теряла людей на дорогах, на минных полях, в инфекционных боксах. Но,  подчиняясь приказу, она продолжала выполнять свой интернациональный долг.

(Клип «Я ухожу»).

Ведущий 2:  Среди тех, кому не суждено было вернуться живым к родному порогу, были и наши земляки:

(Звучит музыка фоном, читать медленно.

Перед каждой фотографии зажигают свечу).

                      

Ведущий 1:  Фролов Александр.

                                         

Ведущий 2:  Красиков Евгений.

 

Ведущий 1:  Степанов Валерий.

 

Ведущий 2:   Садыков Асхат.

                                     

Ведущий 1:  Горбань Александр.

 

Ведущий 2:   Ищанов Сагынгарей.

 

Ведущий 1: Лоханов Фёдр.

                                          

Ведущий 2:  Память о многих парнях, не  вернувшихся с той войны, память о тех кто ушёл из жизни в мирное время будет вечной.

 

Ведущий 1: Минута молчанья…
Товарищи, встаньте
И в памяти павших –
Героев представьте.
Навек в нашем сердце
Бессмертных имён их звучанье.
Минута молчанья, минута молчанья…

(Метроном).

 

Ведущий 2: Горе матерей, потерявших своих сыновей в Афганистане, ничем не измерить, ни с чем не сравнить. Прошло 25  лет, а  они мыслями там, рядом с сыновьями.

                                            

Ведущий 1:  Эти 18-ти летние мальчишки неотступно смотрели смерти в лицо, долгие месяцы ежеминутно были под вражеским прицелом. Они  прошли через ад и кровь, пережили гибель своих друзей, тяжёлые болезни, нестерпимое пекло и песчаные смерчи. Им знакома не только безудержная храбрость и отвага, но и чувство безысходности и отчаяния.

                                            

Ведущий 2:  Они видели благородство и подлость, высокую дружбу и мелкое предательство. В свои 18 лет они видели так много, что груз их жизненного опыта порой оказывается непосильным для людей, намного старше их.

                                                                                                                

Ведущий 1: Над солдатом склонилась в тревоге сестра,
Он молчит, даже стона нет сутки.
В медсанбат поступил он из боя вчера,
Весь изранен, оторваны руки.
У неё на ресницах слезинки дрожат,
Вот сорвутся горячим каскадом.
Шевельнул вдруг губами молчавший солдат,
Прохрипел ей:  Сестрёнка, не надо.
Я всё выдержу, только не надо мне слёз,
Плачь, не плачь, а не вырастут руки.
Я тебе подарю миллион алых роз,
За твоё сострадание и муки.
Я тебе подарю миллион алых роз,
Но не так, как художник принцессе.
Соберу их в букет, пусть достанет до звёзд,
Пусть рождается новая песня).
Медсестра свои слёзы смахнула тайком,
И к бинтам приложилась губами:
(Поправляйся, родной, ну а розы потом,
Вечной песней останутся с нами).

Куценко Виктор Павлович

(Песня «Разговор с портретом»).

                                            

Ведущий 2:  Однажды на высоком горном перевале, заснеженном и холодном, наш солдат получил посылку из дома. Родные прислали ему яблоки. Красные, спелые, они напоминали солдату дом, тепло и заботу близких. Паренёк бежал к друзьям, чтобы поделиться с ними, но не успел - пуля снайпера настигла его. Падая, он выронил коробку, и яблоки рассыпались. Оборвалась жизнь. Остались только красные яблоки на белом снегу…

                                    

Ведущий 1: А вот – ещё одна история героической жизни… Мальчика звали Германом. Мама назвала его в честь мужественного человека – Героя Советского Союза Германа Титова. Он ничем не отличался от других мальчишек. Учился в школе №3 г. Анжеро-Судженска, затем – в техникуме физической  культуры, работал в школе. Отец Германа – Евгений Дмитриевич погиб в шахте в 1969 г. В ноябре 1981 г. Герман  был призван в армию, с февраля 1982 г. служил  в Афганистане. Служил командиром отделения разведроты. В ноябре 1981 г. с Днём рождения  его поздравляла любимая девушка. Вот строки  из её поздравления: «Дорогой мой Герочка!» Сегодня тебе исполняется 18 лет – это самая счастливая и юная дата в жизни человека. Пусть в этот прекрасный день сбудутся все твои мечты и желания. Твоя Ольга». Герман писал, стихи и посвящал их любимой девушке. А она ждала его возвращения, надеялась и верила в счастье…  Но не дождалась, как и тысячи других невест по всей России.

В мае  1982 года в ущелье Панджшер Герман погиб в бою, пытаясь спасти раненого товарища.   Герман Евгеньевич Панфилов посмертно награждён орденом Красной Звезды. Они могли бы вместе с нами радоваться солнцу. Могли бы жить, работать, любить. Но не вернулись, чтобы другим возвращаться. И,  перешагнув грань, за которой начинается бессмертие, навеки остались девятнадцатилетними.

                                 

 Ведущий 2:  (Песня «Нюрка» в исполнении детей)
Слезы с кровью смешались на лапах. 
Ах, как Нюрка была хороша, 
Самый тоненький чуяла запах. 

Плачет Нюрка, а птица летит, 
Боевая, железная птица. 
Плачет Нюрка, себе не простит, 
Но ведь плачет – и все ей простится. 

Гладит Нюрку родная рука, 
Ей лизнуть бы хозяйскую руку: 
Так знакома она, так легка, 
Обреченная Нюркой на муку. 

Вертолетный врезается пол 
В иссеченное Нюркино тело, 
Сотни раз она чуяла тол, 
А в сто первый чуть – чуть не успела. 

По загривку прошел холодок, 
Когда запахом сбоку пахнуло, 
Но на тонкий, стальной проводок 
По расщелине лапа скользнула. 

И взметнулся огонь из камней, 
И запахло железом каленым, 
И хозяин, идущий за ней, 
Опустился на землю со стоном. 

И ползла к нему Нюрка, ползла, 
И лизала его, и лизала, 
И хрипела, на помощь звала, 
И глазами всю боль рассказала. 

Подбежали к саперу друзья, 
Обмотали бинтами сапера. 
Он сказал : «Мне без Нюрки нельзя !» 
«Нет, – сказали ему, – это горы!» 

Вертолет прилетел поутру, 
Их вдвоем погрузили в машину. 
«Ты не плачь, Нюрка, я не умру, 
Ты не плачь, я тебя не покину…» 

Но плачет Нюрка – живая душа, 
Слезы с кровью смешались на лапах, 
Ах, как Нюрка была хороша, 
Самый тоненький чуяла запах
. 

 

Ведущий 1: Сражение кончаются, а история вечна. Ушла в историю и Афганская война. Но в памяти людской ей жить долго, потому, что её история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал.

  

Ведущий 2: Поколение, опалённое её огнём, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной  героической и трагической Афганской войны.

                                     

Ведущий 1: Ты, мама, прости, что домой по весне, 
Как клялся, уже не вернуться... 
Я в танке сгорел... 

Но не плачь обо мне. 
Не больно уже, не волнуйся. 
Отец твой ведь тоже 
был пулей сражен 
Под небом суровым Гренады, 
А с фото по-прежнему 
смотрится он 
Молоденьким бравым солдатом. 
Он тоже мечтал 
возвратиться скорей. 
Щекою к березке прижаться. 
Ему и с тобою, и с мамой твоей 
Так крепко хотелось обняться. 
Так было, я знаю - 
не быть не могло. 
Я выстрадал это собою. 
Не зря же на деда похож своего 
Одною солдатской судьбою. 
...Я в танке сгорел 
на афганской войне, 
Едва к ней успев прикоснуться 
Но если б ты знала,
 как хочется мне 
К тебе, дорогая, вернуться.
 

(Песня «Мне старушка одна…»).

Ведущий 2: Мы гордимся ими, и сколько бы времени не прошло – будем помнить! Ведь это наша история. Без прошлого не бывает будущего. А нам с Вами ещё жить и жить. 

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить