Солдат войны не выбирает!

Солдат войны не выбирает!

Автор: Овчинникова  Г.П., учитель истории и обществознания

МБОУ «Репьевская СОШ»  Тюльганского района. 

Учитель: На Земле  наверно никогда не наступит такое время, когда  слово «Солдат» станет не нужным и незнакомым. Войны сопровождают человечество с древнейших времен. Путь войны всегда страшен. Любая война, даже пусть она будет продолжаться всего неделю – это кровь, слезы, пыль. В мире существуют разные войны.

Но есть такие войны, которые не кем необъявленные,  но героические и трагические. О какой войне мы будем сегодня вести разговор? Сколько лет длилась эта война.  Она для многих стала роковой. По срокам она оказалась в два раза длиннее Великой Отечественной войны. Через эту бесполезную войну прошли и выпускники нашей школы. Сегодня у нас в гостях: Пахомов Иван Николаевич и Юденко Юрий Григорьевич. Давайте  их поприветствуем.

 

Ученик: «Посвящается двадцатилетним!
Прожившим так мало!
Прожившим так много!»

 

Ученик: Что с того, что мы прожили мало,
Что с того, что мы  прожили много.
Что с того, что нам  по 20.
Мы порою грустны, простите,
В сердце каждого свой тайник
Но спросите у нас, спросите,
Что мы чувствуем в этот миг.
 
Ученик: В миг, когда еще выжить пытались.
Замерзая в кровавом снегу.
И с последней гранатой взрывались.
Чтоб живым не достаться врагу!
 
Ученик: И сияет в глазах поблекших
Отголоском счастливых снов:
Небо синее, словно в окнах
Деревенских российских домов.
 
Ученик: И поверьте словам, вы поверьте,
Наши мысли в последнем бою.
Говорят, что за миг до смерти
Вспоминаешь  всю жизнь свою,
Руки матери, запах хлеба,
Скрип калитки в ночной тишине.
Голубое российское небо
В небольшом деревенском окне!
Солдат войны не выбирает.
Хотя, бывает, убивают.
И сам, идя в огонь, сгорает
Не им развязанной войны. 

Учитель:   Урок Мужества мы посвящаем 25-летию вывода наших войск из Афганистана. (Показ видео - клипа « Боевым награждается орденом»). Перенесемся в 70-е годы 20 века  в Демократическую Республику Афганистан. 

Ученик:  Афганистан занимает стратегическое положение в Центральной Азии. Через территорию этого государства можно провести самые короткие коммуникации, связывающие страны Азии, страна богата полезными ископаемыми. Это заметили ещё английские колонизаторы в XVIII веке, пытаясь сделать из него колонию. Но мужественная борьба местных племён не дала свершиться этим планам. В XX веке  борьба  за господство над  Афганистаном началась между СССР и США. 

Ученик: Афганистан – типично горная страна. Население занималось земледельем и скотоводством. По данным переписи (1979 г.) здесь проживало 15 540 тыс. человек. Из них 2,5 млн. были кочевниками. В городах проживало 17 % населения.  Это государство многонациональное. Пуштуны – 52 % населения; таджики – 20 % населения; 28 % составляют хазарейцы,  узбеки, пашаи, киргизы, джаты и многие другие. Религия – ислам. Государственные языки пушту и дари.

Ученик:  С 1973 года после свержения короля Закир-шаха в Афганистане началась гражданская война. За власть боролось более 70 партий и группировок и в  апреле 1978 года к власти в стране пришли коммунисты во главе с ультрареволюционерами Тараки и Амином. Они стали вводить атеизм, передел земли; увеличили налог на торговцев и ремесленников – основу афганской экономики. Начался экономический кризис и волна религиозных выступлений. Причём волна недовольства была направлена не против революционных преобразований,  а против зарвавшихся правителей.                                                          

Ученик: СССР и Афганистан имели 2460 км общей границы. Россия никогда не совершала агрессии против Афганистана. СССР оказывал помощь по всем направлениям. Кроме этого готовили специалистов, создавали инфраструктуру. Политика выгодно отличалась от поведения в Афганистане США и прежде всего Англии, но действия Тараки, Амина  вызывали недовольство населения Афганистана. Боясь потерять власть они стали просить вооружённую помощь у СССР. Первые просьбы были отклонены. Но после зверского убийства Тараки уклониться от вмешательства в Афганские дела было невозможно. Моджахеды увидели угрозу исламу. 15 марта 1979 они устроили антиправительственный мятеж и захватили значительную часть территории Афганистана.   

12 декабря 1979 г. Состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС. По предложению Л.И. Брежнева Ю. Андропова, Д. Устинова, А. Громыко принято окончательное решение – ввести войска  в ДРА. В Средней Азии немедленно начинается  формирование экспедиционного контингента, основу которого составляют силы Туркестанского Вооруженного округа.

25 декабря  1979 г., в 15.00 по московскому времени войска 40-й армии и силы советских ВВС пересекают государственную границу Афганистана. 27 декабря 1979 г., в 19.30 «мусульманским» батальоном и спецгруппами КГБ начата операция по захвату резиденции Амина – дворца Тадж-Бек. В ходе штурма дворца Амин, до последнего момента не подозревавший, что вычеркнут из планов Советского руководства  и вскоре был убит. Новым руководителем ДРА стал Б. Кармаль.                                       

Ученик: 29 декабря 1979 г., произошел резкий обмен заявлениями по прямой связи Москва – Вашингтон между Картером и Брежневым. Америка недвусмысленно предупредила  СССР о негативных последствиях его шага.

США восприняли ввод советских войск в Афганистан как попытку СССР установить контроль над всем центральноазиатским нефтяным регионом, что угрожало экономическим интересам США. 

Ученик: Происходит резкое ухудшение советско-американских отношений:

1.  США отказывается  ратифицировать договор ОСВ-2;

2. Бойкотирует  игры  летней Олимпиады в Москве 1980 г.;

3. Происходит крах «политики разрядки». 

Ученик: США стали оказывать моджахедам помощь в виде поставок вооружения  и направили в Афганистан своих военных советников.

В апреле 1980 года США выделила 15 млн. долларов, прямо и открыто для вооружения моджахедов. 

Ученик: Главная цель советского военного присутствия в ДРА – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражению возможной агрессии извне. Войска должны были стоять по гарнизонам  и не ввязываться в гражданскую войну, защищать местное население от банд, распределять продовольствие, горючее. Ввод войск должен был носить кратковременный характер. 

Ученик: Но постепенно советские войска были втянуты в гражданскую войну и операция  стала носить затяжной характер. Многие афганцы стали смотреть на наших солдат как на оккупантов, пришедших завоевывать их родину. Если бы смена власти в Кабуле (свержение Амина) не сопровождалось открытым военным вмешательством, обстановка очень быстро стабилизировалась бы. Но высшее советское политическое руководство решило перестраховаться и укрепить позиции нового режима  Б.  Кармаля за счёт ограниченного контингента. Военные действия охватили весь Афганистан

Ученик: Для противодействия СССР США создало негласную коалицию: Пакистан, Китай, Иран, Саудовская Аравия, ряд западноевропейских стран. Они оказали большую помощь моджахедам. У них появилось современное оружие, стали активно применять партизанскую тактику боя. Благодаря иностранным специалистам подготовка мятежников совершенствовалось из года в год. На территории Пакистана было создано движение «Талибан».

 

 Ученик: Вместе с армией в Афганистан вошли и гражданские специалисты. На афганской земле советские люди помогали строить жилье, предприятия, школы, больницы, оросительные системы. Затем Советский Союз позволил себя втянуть в боевые действия. Афганская война длилась  9 лет, 1 месяц, 21 день. Сотни тысяч жизней оказались связаны с событиями, развернувшимися  в чужой для нас стране гор и песков. 

Учитель: Что есть жизнь человека? Дар свыше. В этот мир мы приходим, чтобы жить, растить детей, быть счастливыми. В истории человечества нет такого поколения, которое не познало бы войны, боли от потери близких. Послушайте, что писали  в письмах солдаты из Афганистана.

(Чтение письма из Афганистана).

«Там у нас никогда так не было, чтоб у каждого свой котелок, своя ложка.  Один котелок, – все наваливаемся, человек восемь. Но Афган – не увлекательная история, не детектив, а горькая правда. Лежит убитый крестьянин – тщедушное тело и большие руки…Во время обстрела просишь, (кого просишь, не знаю, бога просишь): пусть земля расступится и спрячет меня… Пусть камень расступится… Жалобно поскуливают  во сне минно-розыскные собаки. Их тоже убивали, ранили. Лежали рядом,  убитые овчарки и люди, забинтованные собаки и люди. Люди без ног, собаки без лап. Не разобрать, где на снегу собачья кровь, где человеческая. Сбросят в одну кучу трофейное оружие – китайское, американское, пакистанское, советское, английское, – и это всё, чтобы тебя убить. Страх человечнее смелости, боишься, жалеешь  хотя бы  самого себя.… Загоняешь страх в подсознание. Не хочется думать, что будешь лежать, невзрачный и маленький, за тысячу километров от  дома. Уже в космос люди летают, а как убивали друг друга тысячи лет назад, так и убивают. Пулей, ножом, камнем.  В кишлаках наших солдат вилами деревянными закалывали». 

Учитель: За эти годы  в Афганистане погибло 14 тысяч советских солдат, ранено около 50 тысяч человек, свыше 400 тысяч получили психологические травмы. Только при упоминании слова «Груз-200» становится не по себе. Послушайте историю известного «черного тюльпана».

…Одному деревообрабатывающему предприятию в Ташкенте было поручено вместо табуреток и солдатских кушеток, делать гробы.  Затем это предприятие было переименовано в похоронное бюро "Чёрный тюльпан". Самолёт АН-12 доставлял гробы из Афганистана, и кто-то дал этому самолёту название «Чёрный тюльпан». С тех пор название «приклеилось» к самолёту, перевозившему из Афганистана гробы,  или «груз 200».

Учитель: Трагические   афганские страницы окрашены не только страданиями и кровью, но и героизмом, верностью воинской присяге. По истине, солдат войны не выбирает…. Участие в афганской войне – воинский долг. И это не обсуждается.  Нынешнему поколению есть на кого равняться и с кого брать пример. 

(Звучит песня «Справедливой войны не бывает»).                     

Ученик:  Всё дальше в прошлое уходит та война,
Что билась по отрогам Гиндукуша
Далёкая и дикая страна,
Где навсегда остались ваши души.
Как души  тех, кто в цинковом гробу
С последней почестью вернулись к маме
И тех, кто вспоминает про Кабул
С протезными руками и ногами.
А Гиндукуш стоит, как пьедестал
Как памятник исполненного долга,
Взывая к тем, кто вас к нему послал
Запомнить этот ложный долг надолго…
Далёкая и дикая страна.
Да, ты права: мы все не из металла…
Как хочется живым, чтоб та война.
Для всех для нас войной последней стала. 

Ученик: В числе первых, кто был отправлен в Афганистан был выпускник нашей школы  Пахомов И.Н.Простой сельский паренек. Он отправляясь на службу и в мыслях не допускал, что на его долю выпадет такое испытание. В 1978 г. он окончил Репьёвскую среднюю школу и решил до армии поработать в родном селе. Устроился кочегаром в колхозную котельную. В начале апреля 1979 г. получил повестку из военкомата, а  9 апреля был призван в ряды Советской Армии. Военную службу проходил в Венгрии в городе Кишкуймайте.  В начале января 1980 г. вместе с другими однополчанами  его внезапно отправили самолетом в г. Душанбе.

Здесь в течение  нескольких недель обучали  стрельбе из автоматов, умению забрасывать гранатами танки «противника». В ночь на 1 февраля 1980г.   их  полк спешно подняли по тревоге и  погрузили   на машины ГАЗ-66. Несколько часов  и советские солдаты оказались на территории Афганистана. Ёще  находясь в Союзе, как вспоминает Иван Николаевич, часто слышали слово «Афганистан», но что происходит, там особо не знали. Первое впечатление от увиденного было не радужным: бедная страна, экстремальная жара, доходившая до 60 градусов,  недостаток питьевой воды,  совершенно другие обычаи и религия, которых они  не знали.  Карты Генштаба  зачастую  не соответствовали местности, из-за чего погибло  много наших парней.

 Службу наш земляк проходил в 191 полку, во втором батальоне в провинции Газни. Здесь, в 140 км от Кабула, полк разбил лагерь,  солдаты установили палатки и оградили территорию колючей проволокой. Первым боевым крещением  для молодого парня стала охрана моста, по которому наша армия снабжалась боеприпасами и продовольствием. Мост душманы  держали под прицелом и постоянно  обстреливали. Первый бой заставил понять всю серьезность и опасность этой  войны.

Служил Иван Николаевич командиром отделения связи,  в минометной батарее. Приходилось участвовать в операциях    по определению места расположения духов. 

Знал их позывные  и на расстоянии 3– 4 км  сообщал о  месте их расположения. Случалось – вызывал  огонь на себя. В одной из таких операций погибла целая рота  солдат. Не раз Иван оказывался между жизнью и смертью. Однажды,  когда рота,  в которой служил наш  земляк, ехала на машине на боевое задание,  внезапно начался обстрел  машины .  Рядом с ним сидел его  земляк из Башкирии, и пуля пролетела рядом  с Иваном Николаевичем  и попала  в брюшную полость  его  друга, он  умер  у него на глазах. В Афганистане он потерял и своего второго друга из г. Ташкента. Как вспоминает Иван Николаевич:

 « Часто приходилось грузить в вертолеты Груз -200  (цинковые гробы, в которых наших солдат отправляли в Союз). Такое вспоминать и сейчас больно, спустя 25 лет, а забыть невозможно!». Службу Иван  закончил в звании сержанта. 1 июня 1981г. в дивизию  прибыло пополнение, а демобилизованных солдат  самолетом отправили обратно на Родину до Ташкента. Дальше   поездом до  г.  Оренбурга, потом   на автобусе он  вернулся в родное село.    Не смог сдержать слез  радости, когда  появилось на горизонте родное село. Не верил,  что живой вернулся домой.  Родители солдата  даже не подозревали, что их сын служил в Афганистане. Об этом писать было не принято.  Правду узнали, только после его возвращения домой. Первое время не мог привыкнуть к мирной жизни. Каждую ночь снились однополчане, с которыми служил в Афганистане, душманы. Часто просыпался в холодном поту. Долго не мог отойти от этих  кошмаров. Родители волновались за судьбу своего сына. Верно, говорят, что время лечит. Постепенно  стал привыкать к мирной жизни, устроился на работу. Женился.  Вместе с женой Надеждой воспитал двоих дочерей. Они тоже имеют свои семьи. Подарили родителям внука и внучку. Жизнь идет своим чередом, но забыть Афганистан так и не смог. Разве можно забыть друзей, которых потерял, солдатскую дружбу. Афганистан продолжает болеть в душах тех, кто через него прошел. 

          (Учащиеся задают вопросы Пахомову И.Н.)

1. А снится ли вам  Афганистан?

2. Как вы относитесь к тому, что наше правительство ввело туда наши войск
3. Что бы вы посоветовали юношам, для лучшей подготовки к службе в армии?
4. Как вы думаете, изменилось ли наше поколение, способны ли мы на подвиг?

(Звучит песня в подарок  «Я служу России»)

 

Ученик:  Мы два года шагали с тобой
По горячим дорогам войны,
Нам знакомы и зной, и бой,
И тюльпаны афганской весны.
Ах, тюльпаны прожженной земли,
Вы как память тех огненных дней,
Алым пламенем вы проросли,
Словно кровь наших русских парней.
Не осудят знакомые нас
И угрюмостью не попрекнут.
Мы с тобою выполняли приказ
На земле, где тюльпаны цветут.
Ах, тюльпаны прожженной земли…
Над горами плывут облака,
Словно нашей мечты корабли.

(Вопросы к Юденко Ю.Г.)

  1. 1.Были ли у вас стычки с местным населением?
  2. 2.Как к вам относилось местное население?
  3. 3.Были ли среди вас те, кто струсил, кто предал?
  4. 4.Кто попал в плен? 

(Песня в подарок «Афганистан Слава»). 

Ученик: Службу в Афганистане проходил еще один выпускник нашей школы Тимошенко В. В.. На службу его   в ряды Советской армии призвали в 1984 г. Шесть месяцев служил в учебке в г. Калининграде. По окончании учебы  по собственному желанию был направлен в Афганистан. Служил 2,5 года  в войсках КГБ, ПГТ, воинская часть №2072. Был командиром отделения бронетранспортеров. Был ранен, лечился в госпитале. Награжден медалью «За отвагу» и другими правительственными наградами. После службы решил  посвятить себя  почетной профессии – Родину защищать. Служил в Сибири, потом 2 года  на Кубе. В настоящее время проживает в Белоруссии. 

Ученик: Никто не создан для войны. Те, кто сражался на войне – самые замечательные люди. Зато те, кто затевает, разжигает войну – звери, думающие только о том, как можно нажиться на этой войне, не исключение и эта война.   

Ученик: Я зимой не вернулся с боя,
Я убит на Афганской войне.
Мать рыдает, горюет, страдает
Над могилой ранней моей.

Учитель: 5418 солдат и офицеров – Оренбуржцев с честью выполнили свой долг, проявили стойкость, мужество, героизм. Более тысячи награждены орденами и медалями. 182 человека погибло, пропало без вести – 4.

55 жителей нашего района проходили службу в  Афганистане, 3 человека погибли, 1 пропал без вести, 8 стали инвалидами.

Погибли  в Афганистане  наши  земляки:

        Бобков Александр (с. Городки),
Елисеев Иван (с. Ключи),
Быстроновский Александр (с.Владимировка)                  

(Звучит песня «Гроза»). 

Ученик: Александр Бобков  родился  с. Городки 14 октября 1961 года. В первый класс пошел 1 сентября 1969 года. Стал октябренком, затем пионером, комсомольцем.  Был таким же, как и все его одноклассники. Окончил среднюю школу,  курсы шоферов в школе ДОСААФ. 11 мая 1980 года  призван в ряды Советской Армии. Как страшно и жестоко обходится иногда с нами жизнь. Никто и представить себе не мог, что Саша будет служить в далёком Афганистане. В одном из походов ученики  10 класса  написали свои пожелания на будущее, положили в бутылку и закопали. Собрались вновь через 6 лет, не было только Саши. Одноклассники прочли его записку. В будущем Саша мечтал о верной жене и о крепкой, счастливой семье.

Мы любили в походах
Рассветы встречать,
Ты любил бег коня
И Высоцкого слушать часами,
Ты мечтал о костре,
О беседах друзей…
Почему же навечно
Остался в Баграме?

Это строки из стихотворения  Филипповой Тамары Петровны, классного  руководителя 10 класса 1979 года выпуска. Александр часто писал письма домой и с нетерпением ждал ответа. Антонина Петровна, Сашина мама, передала их в школьный музей. В одном  он пишет: «Когда я получил письмо, очень обрадовался. Знаете, когда я получаю письма, у меня эти дни бывают самые счастливые в моей армейской жизни…   Мы, солдаты, удерживаем эту свободу для нашего народа, а я лично для вас… »

Саша очень скучал по Родине, родным и близким: «Служба уже пошла на второй год. Так что еще немного, еще чуть-чуть, и я буду дома … Доживём и мы до своего праздника, до возвращения домой… За прошедший год я ни разу не наступил на снег ногами, видел его только на склонах и вершинах гор».

Как и все люди, Александр строил планы на будущее. В одном из писем просил: «Узнайте, пожалуйста, где есть мореходное училище, сколько нужно учиться, какие специальности, и напишите мне».

Родители получили от командования части благодарственное письмо: «Мы искренне благодарны вам за хорошее воспитание сына – настоящего патриота – интернационалиста». Саша имел не одно поощрение по службе. Милый, нежный мальчишка стал настоящим солдатом.

Не суждено было осуществиться его мечтам. Молодые, красивые парни отдавали свои жизни за чужую землю. 2 января 1982 года комсомолец А. А. Бобков, выполняя свой интернациональный долг, погиб в Афганистане. Награждён орденом «Красной Звезды» посмертно. 

 Ученик:  В чем вина твоя,
Русский мальчишка,
Что твоя жизнь и песня
Оборвались нелепо
В том далеком Афгане,
В том жестоком Афгане? 

Страшная война, страшные потери.   Мы можем лишь только догадываться, что чувствовали родные и близкие  погибших солдат в далеком Афганистане,  узнав об  их  гибели. 

Ученик: На афганской войне погиб  и Иван Елисеев.  Родился и вырос в с. Ключи. Он радовался жизни. По характеру был добрым и отзывчивым.

С детства его мать Раиса Кирилловна приучила к труду. Она воспитывала сыновей одна. Муж рано  умер  от болезни. С  15 лет начал самостоятельную  жизнь – учеба в Оренбургском автодорожном техникуме. В октябре 1983 года он стал солдатом. Служил  в  военно-воздушных войсках.

Шесть месяцев учебки, а    потом служба в Афганистане. Долг солдата исполнил сполна, но погиб как тысячи советских солдат на чужой земле. Весной, когда до конца службы оставалось   немного, его тело привезли в родное село в цинковом гробу. Все село хоронило его. А каково было его матери. Она не смогла пережить потерю своего сына, похоронив свою кровиночку.

Её каждый день видели идущей с поникшей головой на кладбище на могилу своего сына.  И так в течение года, пока от душевной раны,  сама не ушла вслед за ним. 

Учитель: Погиб в Афганистане и еще один парень Тюльганского района-  Быстроновский Александр, житель с. Владимировка. 

(Рассказ о Быстроновском). 

Ученик: Быстроновский Александр  родился 12 февраля 1963 года. Он был вторым ребенком в семье. У него было два брата: старший Павел и младший Виктор. В детстве все они радовали родителей. Подрастая, становились опорой для них. В 1970 году пошел учиться  в  Владимировскую среднюю школу. После занятий, Саша помогал своим родителям по дому и на работе: носил ведра, давал корм коровам. Если мама задерживалась на работе, то он корову подоит, ужин сварит, полы вымоет. У Саши было очень много друзей.  В классе, где он учился, к нему относились с уважением, он со всеми находил общий язык.

Он  увлекался музыкой. Учился он хорошо. С другом детства Игорем Кучерук любил конструировать, и многое им удавалось.  После уроков, вместе с братьями он любил пошутить и пошалить. Окончив школу, Саша выучился на телемастера,  потому что,  он в детстве любил конструировать различные модели радиоприемников, сам мог отремонтировать домашний телевизор. Но по специальности не работал, такой не было на селе. Перед армией, Саша от военкомата учился в  Оренбургском  ДОССАФ на радиомеханика.

В армию  призвали 1 апреля 1981 года. Попал в учебную часть, где прошел подготовку. После учебной части попал в Афганистан.  Служил в войсковой части 53336 «Б».  А письма домой он писал такие:

«Здравствуйте мама, папа, бабушка, братишка Витя. С большим горячим солдатским приветом к Вам Саша…,  в части, приняли нас хорошо… немного стал привыкать. Пишите поскорее»… и еще: «…получил от братьев письма. Очень обрадовался. Но сразу ответить не смог….»

На первый взгляд – это обычные письма. Но особенность их в том, что они шли с войны, писались в перерывах между боями. Он обещал маме вернуться, и сам искренне верил в это. Да и сама мысль о смерти в девятнадцать лет кажется кощунственной. А перед этим он прислал родным и близким письма, в которых были поздравления с наступающим Новым годом. И поэтому все с трудом поверили в страшное известие о его гибели.

Какой мерой измерить горе матери? Да и есть ли такая мера?  Девятнадцать лет – это весна жизни, её расцвет, в душе – звуки музыки, песни.  О чем же пели солдаты, Сашины ровесники, в Кундузе? Они пели: «Умирать нам вроде рановато, а приказ не выполнить – страшней».

И умирали. Недопев. Недожив. Недолюбив. Слезы лились по щекам матери Екатерины Семеновны. Какое это горе?! Не дай Бог его никому пережить.

Обыкновенный деревенский парень. Любил жизнь, родителей. Радовался весне и солнцу. И в Афганистане, перенося тяготы и лишения войны, надеялся, что все обойдется, и он вернется домой….

О нем помнят родные, друзья, учителя  родной школы, где он учился. Учитель русского языка и литературы – Гульсира Яруловна Салимгареева, которая учила Сашу, написала стихотворение, посвященное  ему. 

Ученик: Как будто рухнул потолок,
Заныло сердце в тяжкой боли:
Погиб в Афгане паренек,
А он учился в нашей школе.
Твоя душа в родном краю
К добру и свету всех сзывает.
Лежи спокойно, ты в раю
Таких,  как ты, не забывают.
Нет! Ты не умер, Саша, - жив,
Ты был и будешь рядом снами,
Мы скажем: «Саша – наш Герой»,
Герой и гордость нашей школы. 

Рядовой  Александр Николаевич  Быстроновский погиб 30 декабря 1981 года выполняя интернациональный долг в республике Афганистан. Саша похоронен в родном  селе Владимировка Тюльганского района. Награжден Грамотой Президиума Верховного Совета СССР «Воину-интернационалисту»  Указ от 28 декабря 1988 года (посмертно), медалью «Воину – интернационалисту от благодарного афганского народа» 5 ноября 1988года (посмертно). 

 Учитель: Решением совета депутатов Чапаевского сельского совета Тюльганского района, по просьбе жителей села Владимировка переулок Школьный переименован в переулок Александра Быстроновского. На здании МБОУ «Владимировская СОШ» в 2009 году установлена мемориальная доска в честь выпускника школы А.Быстроновского  погибшего в Афганистане, выполняя интернациональный долг.   Война нам не нужна, нам, жителям планеты Земля, делить нечего. Мы хотим жить спокойно, мирно, счастливо, строя себе дом, семью и быть спокойным за свое будущее, за будущее своих детей. 

Ученик:  Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу,
Перед тем, как сойдешься за праздничный стол.
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил.
Кто берег тебя вечно, и в вечность ушел.
Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулемётами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной былью,
И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,
Одуревших от зноя, без сна и воды.
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды, от беды до беды.
Помяни нас, Россия, в извечной печали,
Златорусую косу свою расплетя,
Мы оставшимся помнить и жить завещали,
Жить, как прожили мы, - для тебя! 

Учитель: Проходят годы.  Недавние события уже становятся историей, но мы не имеем права сплеча судить о них и давать оценку. У нас есть только обязанность: помнить тех, кто не вернулся домой. Вспомним о них сегодня. Вспомним и помолчим…. Предлагаю  почтить минутой молчания память воинов – афганцев, воинов – чеченцев, воинов ВОВ не пришедших с войны и тех, кто умер в мирное время от ран.

Ученик:  В 1985 году в СССР началась «перестройка». Новое руководство СССР испытывая экономические и политические трудности, для улучшения международного имиджа страны решила вывести войска из Афганистана, но при этом сохранялась помощь демократическому правительству ДРА. 

 (Видео-клип  «Мы уходим»).

Ученик: Февральская ночь, ледяная броня,
На скалах свет фар, автоматы в бойницах.
Колонна уходит из – под огня.
Выходим к границе, выходим к границе!
Грохочет вода в русле горной реки,
И темень в горах трассерами искрится
Сегодня последний рывок, мужики!
Последний рывок – и мы на границе.
Афган! Ты как рана в душах солдат.
Я знаю - ты будешь ночами нам сниться.
Ведь здесь вдоль дорог обелиски стоят
До самой границы, до самой границы.
На этой войне не бывает чудес,
Не всем пацанам суждено возвратиться.
Они наблюдают за нами с небес,
Они помогают нам выйти к границе.
Вот выйдем и мамам напишем: "Теперь
Не надо за нас ночами молиться!"
Поможет нам Бог, и мы без потерь
Дойдем до границы, дойдем до границы.
"Рубеж!" – дозор головной доложил,
И стали светлей запыленные лица,
И тихо в эфире сказал командир:
«Бойцы! Будем жить! Ведь мы на границе!»
Неужто закончилась эта война?
И с нами теперь ничего не случится!
Не зря ты заначку хранил, старшина,
Давай, доставай – мы уже на границе!
 Сергей Терехов.

 

Учитель: Как бы мы не относились к афганским событиям, подвиг нашего солдата был чистым и достойным. Они не струсили, не прятались, вели себя так, как подобает воинам. Подвиг воина – это подвиг долга, присяги.

 Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкают орудия. Они продолжаются в душе тех, кто в ней участвовал. И эта война не исключение. Она долго еще будет напоминать о себе, пока живы вы – войны. Извините, что мы сегодня заставили вас заново пережить то, что вы пережили там за кордоном. Но об этих ужасах должно знать молодое поколение, чтобы не допустить еще таких ошибок нашего государства. А вам спасибо за вашу службу.

Дорогие наши воины-афганцы! Разрешите поздравить вас с 25-летием вывода наших войск из Афганистана, приближающим праздником Днем защитника Отечества. Пожелать вам, чтобы  над  вами  всегда  было  мирное, голубое небо и яркое солнце. Пусть всегда будет мир!!!

 (Вручение цветов и подарков  воинам-афганцам)

(Звучит песня «Верь и надейся»)

Учитель: Предлагаю вам на  макетах символических журавлей, по преданию в которых превращаются погибшие солдаты написать отзывы о проведенном уроке Мужества). 

(Гости оставляют свою запись в Книге почетных гостей. Учащиеся пишут отзывы о проведенном уроке Мужества  на макетах  журавлей). 

Сегодня на уроке Мужества я узнал    ………

Больше всего мне  запомнилось…..

Я  хотел, что бы ………

 

Комментарии   

 
#1 Brittee 16.05.2022 19:49
https://newfasttadalafil.com/ - Cialis Pcmpzx 24 cialis Tuszsu Cialis Intermittent feeding has a higher risk of aspiration than continuous feeding. Uuvaht https://newfasttadalafil.com/ - buy real cialis online
Цитировать
 
 
#2 scabiexia 31.10.2022 11:34
As with all hormonal birth control methods, Nexplanon can cause side effects and other problems how much does cialis cost A comparable approach was used to examine the cross species differential gene expression effects of EE and TAM on orthologous rat and mouse genes
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить