Автор: Овчинникова Г.П., учитель истории и обществознания
МБОУ «Репьевская СОШ» Тюльганского района.
Учитель: На Земле наверно никогда не наступит такое время, когда слово «Солдат» станет не нужным и незнакомым. Войны сопровождают человечество с древнейших времен. Путь войны всегда страшен. Любая война, даже пусть она будет продолжаться всего неделю – это кровь, слезы, пыль. В мире существуют разные войны.
Но есть такие войны, которые не кем необъявленные, но героические и трагические. О какой войне мы будем сегодня вести разговор? Сколько лет длилась эта война. Она для многих стала роковой. По срокам она оказалась в два раза длиннее Великой Отечественной войны. Через эту бесполезную войну прошли и выпускники нашей школы. Сегодня у нас в гостях: Пахомов Иван Николаевич и Юденко Юрий Григорьевич. Давайте их поприветствуем.
Учитель: Урок Мужества мы посвящаем 25-летию вывода наших войск из Афганистана. (Показ видео - клипа « Боевым награждается орденом»). Перенесемся в 70-е годы 20 века в Демократическую Республику Афганистан.
Ученик: Афганистан занимает стратегическое положение в Центральной Азии. Через территорию этого государства можно провести самые короткие коммуникации, связывающие страны Азии, страна богата полезными ископаемыми. Это заметили ещё английские колонизаторы в XVIII веке, пытаясь сделать из него колонию. Но мужественная борьба местных племён не дала свершиться этим планам. В XX веке борьба за господство над Афганистаном началась между СССР и США.
Ученик: Афганистан – типично горная страна. Население занималось земледельем и скотоводством. По данным переписи (1979 г.) здесь проживало 15 540 тыс. человек. Из них 2,5 млн. были кочевниками. В городах проживало 17 % населения. Это государство многонациональное. Пуштуны – 52 % населения; таджики – 20 % населения; 28 % составляют хазарейцы, узбеки, пашаи, киргизы, джаты и многие другие. Религия – ислам. Государственные языки пушту и дари.
Ученик: С 1973 года после свержения короля Закир-шаха в Афганистане началась гражданская война. За власть боролось более 70 партий и группировок и в апреле 1978 года к власти в стране пришли коммунисты во главе с ультрареволюционерами Тараки и Амином. Они стали вводить атеизм, передел земли; увеличили налог на торговцев и ремесленников – основу афганской экономики. Начался экономический кризис и волна религиозных выступлений. Причём волна недовольства была направлена не против революционных преобразований, а против зарвавшихся правителей.
Ученик: СССР и Афганистан имели 2460 км общей границы. Россия никогда не совершала агрессии против Афганистана. СССР оказывал помощь по всем направлениям. Кроме этого готовили специалистов, создавали инфраструктуру. Политика выгодно отличалась от поведения в Афганистане США и прежде всего Англии, но действия Тараки, Амина вызывали недовольство населения Афганистана. Боясь потерять власть они стали просить вооружённую помощь у СССР. Первые просьбы были отклонены. Но после зверского убийства Тараки уклониться от вмешательства в Афганские дела было невозможно. Моджахеды увидели угрозу исламу. 15 марта 1979 они устроили антиправительственный мятеж и захватили значительную часть территории Афганистана.
12 декабря 1979 г. Состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС. По предложению Л.И. Брежнева Ю. Андропова, Д. Устинова, А. Громыко принято окончательное решение – ввести войска в ДРА. В Средней Азии немедленно начинается формирование экспедиционного контингента, основу которого составляют силы Туркестанского Вооруженного округа.
25 декабря 1979 г., в 15.00 по московскому времени войска 40-й армии и силы советских ВВС пересекают государственную границу Афганистана. 27 декабря 1979 г., в 19.30 «мусульманским» батальоном и спецгруппами КГБ начата операция по захвату резиденции Амина – дворца Тадж-Бек. В ходе штурма дворца Амин, до последнего момента не подозревавший, что вычеркнут из планов Советского руководства и вскоре был убит. Новым руководителем ДРА стал Б. Кармаль.
Ученик: 29 декабря 1979 г., произошел резкий обмен заявлениями по прямой связи Москва – Вашингтон между Картером и Брежневым. Америка недвусмысленно предупредила СССР о негативных последствиях его шага.
США восприняли ввод советских войск в Афганистан как попытку СССР установить контроль над всем центральноазиатским нефтяным регионом, что угрожало экономическим интересам США.
Ученик: Происходит резкое ухудшение советско-американских отношений:
1. США отказывается ратифицировать договор ОСВ-2;
2. Бойкотирует игры летней Олимпиады в Москве 1980 г.;
3. Происходит крах «политики разрядки».
Ученик: США стали оказывать моджахедам помощь в виде поставок вооружения и направили в Афганистан своих военных советников.
В апреле 1980 года США выделила 15 млн. долларов, прямо и открыто для вооружения моджахедов.
Ученик: Главная цель советского военного присутствия в ДРА – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражению возможной агрессии извне. Войска должны были стоять по гарнизонам и не ввязываться в гражданскую войну, защищать местное население от банд, распределять продовольствие, горючее. Ввод войск должен был носить кратковременный характер.
Ученик: Но постепенно советские войска были втянуты в гражданскую войну и операция стала носить затяжной характер. Многие афганцы стали смотреть на наших солдат как на оккупантов, пришедших завоевывать их родину. Если бы смена власти в Кабуле (свержение Амина) не сопровождалось открытым военным вмешательством, обстановка очень быстро стабилизировалась бы. Но высшее советское политическое руководство решило перестраховаться и укрепить позиции нового режима Б. Кармаля за счёт ограниченного контингента. Военные действия охватили весь Афганистан
Ученик: Для противодействия СССР США создало негласную коалицию: Пакистан, Китай, Иран, Саудовская Аравия, ряд западноевропейских стран. Они оказали большую помощь моджахедам. У них появилось современное оружие, стали активно применять партизанскую тактику боя. Благодаря иностранным специалистам подготовка мятежников совершенствовалось из года в год. На территории Пакистана было создано движение «Талибан».
Ученик: Вместе с армией в Афганистан вошли и гражданские специалисты. На афганской земле советские люди помогали строить жилье, предприятия, школы, больницы, оросительные системы. Затем Советский Союз позволил себя втянуть в боевые действия. Афганская война длилась 9 лет, 1 месяц, 21 день. Сотни тысяч жизней оказались связаны с событиями, развернувшимися в чужой для нас стране гор и песков.
Учитель: Что есть жизнь человека? Дар свыше. В этот мир мы приходим, чтобы жить, растить детей, быть счастливыми. В истории человечества нет такого поколения, которое не познало бы войны, боли от потери близких. Послушайте, что писали в письмах солдаты из Афганистана.
(Чтение письма из Афганистана).
«Там у нас никогда так не было, чтоб у каждого свой котелок, своя ложка. Один котелок, – все наваливаемся, человек восемь. Но Афган – не увлекательная история, не детектив, а горькая правда. Лежит убитый крестьянин – тщедушное тело и большие руки…Во время обстрела просишь, (кого просишь, не знаю, бога просишь): пусть земля расступится и спрячет меня… Пусть камень расступится… Жалобно поскуливают во сне минно-розыскные собаки. Их тоже убивали, ранили. Лежали рядом, убитые овчарки и люди, забинтованные собаки и люди. Люди без ног, собаки без лап. Не разобрать, где на снегу собачья кровь, где человеческая. Сбросят в одну кучу трофейное оружие – китайское, американское, пакистанское, советское, английское, – и это всё, чтобы тебя убить. Страх человечнее смелости, боишься, жалеешь хотя бы самого себя.… Загоняешь страх в подсознание. Не хочется думать, что будешь лежать, невзрачный и маленький, за тысячу километров от дома. Уже в космос люди летают, а как убивали друг друга тысячи лет назад, так и убивают. Пулей, ножом, камнем. В кишлаках наших солдат вилами деревянными закалывали».
Учитель: За эти годы в Афганистане погибло 14 тысяч советских солдат, ранено около 50 тысяч человек, свыше 400 тысяч получили психологические травмы. Только при упоминании слова «Груз-200» становится не по себе. Послушайте историю известного «черного тюльпана».
…Одному деревообрабатывающему предприятию в Ташкенте было поручено вместо табуреток и солдатских кушеток, делать гробы. Затем это предприятие было переименовано в похоронное бюро "Чёрный тюльпан". Самолёт АН-12 доставлял гробы из Афганистана, и кто-то дал этому самолёту название «Чёрный тюльпан». С тех пор название «приклеилось» к самолёту, перевозившему из Афганистана гробы, или «груз 200».
Учитель: Трагические афганские страницы окрашены не только страданиями и кровью, но и героизмом, верностью воинской присяге. По истине, солдат войны не выбирает…. Участие в афганской войне – воинский долг. И это не обсуждается. Нынешнему поколению есть на кого равняться и с кого брать пример.
(Звучит песня «Справедливой войны не бывает»).
Ученик: В числе первых, кто был отправлен в Афганистан был выпускник нашей школы Пахомов И.Н.Простой сельский паренек. Он отправляясь на службу и в мыслях не допускал, что на его долю выпадет такое испытание. В 1978 г. он окончил Репьёвскую среднюю школу и решил до армии поработать в родном селе. Устроился кочегаром в колхозную котельную. В начале апреля 1979 г. получил повестку из военкомата, а 9 апреля был призван в ряды Советской Армии. Военную службу проходил в Венгрии в городе Кишкуймайте. В начале января 1980 г. вместе с другими однополчанами его внезапно отправили самолетом в г. Душанбе.
Здесь в течение нескольких недель обучали стрельбе из автоматов, умению забрасывать гранатами танки «противника». В ночь на 1 февраля 1980г. их полк спешно подняли по тревоге и погрузили на машины ГАЗ-66. Несколько часов и советские солдаты оказались на территории Афганистана. Ёще находясь в Союзе, как вспоминает Иван Николаевич, часто слышали слово «Афганистан», но что происходит, там особо не знали. Первое впечатление от увиденного было не радужным: бедная страна, экстремальная жара, доходившая до 60 градусов, недостаток питьевой воды, совершенно другие обычаи и религия, которых они не знали. Карты Генштаба зачастую не соответствовали местности, из-за чего погибло много наших парней.
Службу наш земляк проходил в 191 полку, во втором батальоне в провинции Газни. Здесь, в 140 км от Кабула, полк разбил лагерь, солдаты установили палатки и оградили территорию колючей проволокой. Первым боевым крещением для молодого парня стала охрана моста, по которому наша армия снабжалась боеприпасами и продовольствием. Мост душманы держали под прицелом и постоянно обстреливали. Первый бой заставил понять всю серьезность и опасность этой войны.
Служил Иван Николаевич командиром отделения связи, в минометной батарее. Приходилось участвовать в операциях по определению места расположения духов.
Знал их позывные и на расстоянии 3– 4 км сообщал о месте их расположения. Случалось – вызывал огонь на себя. В одной из таких операций погибла целая рота солдат. Не раз Иван оказывался между жизнью и смертью. Однажды, когда рота, в которой служил наш земляк, ехала на машине на боевое задание, внезапно начался обстрел машины . Рядом с ним сидел его земляк из Башкирии, и пуля пролетела рядом с Иваном Николаевичем и попала в брюшную полость его друга, он умер у него на глазах. В Афганистане он потерял и своего второго друга из г. Ташкента. Как вспоминает Иван Николаевич:
« Часто приходилось грузить в вертолеты Груз -200 (цинковые гробы, в которых наших солдат отправляли в Союз). Такое вспоминать и сейчас больно, спустя 25 лет, а забыть невозможно!». Службу Иван закончил в звании сержанта. 1 июня 1981г. в дивизию прибыло пополнение, а демобилизованных солдат самолетом отправили обратно на Родину до Ташкента. Дальше поездом до г. Оренбурга, потом на автобусе он вернулся в родное село. Не смог сдержать слез радости, когда появилось на горизонте родное село. Не верил, что живой вернулся домой. Родители солдата даже не подозревали, что их сын служил в Афганистане. Об этом писать было не принято. Правду узнали, только после его возвращения домой. Первое время не мог привыкнуть к мирной жизни. Каждую ночь снились однополчане, с которыми служил в Афганистане, душманы. Часто просыпался в холодном поту. Долго не мог отойти от этих кошмаров. Родители волновались за судьбу своего сына. Верно, говорят, что время лечит. Постепенно стал привыкать к мирной жизни, устроился на работу. Женился. Вместе с женой Надеждой воспитал двоих дочерей. Они тоже имеют свои семьи. Подарили родителям внука и внучку. Жизнь идет своим чередом, но забыть Афганистан так и не смог. Разве можно забыть друзей, которых потерял, солдатскую дружбу. Афганистан продолжает болеть в душах тех, кто через него прошел.
(Учащиеся задают вопросы Пахомову И.Н.)
1. А снится ли вам Афганистан?
(Звучит песня в подарок «Я служу России»)
(Вопросы к Юденко Ю.Г.)
-
1.Были ли у вас стычки с местным населением?
-
2.Как к вам относилось местное население?
-
3.Были ли среди вас те, кто струсил, кто предал?
-
4.Кто попал в плен?
(Песня в подарок «Афганистан Слава»).
Ученик: Службу в Афганистане проходил еще один выпускник нашей школы Тимошенко В. В.. На службу его в ряды Советской армии призвали в 1984 г. Шесть месяцев служил в учебке в г. Калининграде. По окончании учебы по собственному желанию был направлен в Афганистан. Служил 2,5 года в войсках КГБ, ПГТ, воинская часть №2072. Был командиром отделения бронетранспортеров. Был ранен, лечился в госпитале. Награжден медалью «За отвагу» и другими правительственными наградами. После службы решил посвятить себя почетной профессии – Родину защищать. Служил в Сибири, потом 2 года на Кубе. В настоящее время проживает в Белоруссии.
Ученик: Никто не создан для войны. Те, кто сражался на войне – самые замечательные люди. Зато те, кто затевает, разжигает войну – звери, думающие только о том, как можно нажиться на этой войне, не исключение и эта война.
Учитель: 5418 солдат и офицеров – Оренбуржцев с честью выполнили свой долг, проявили стойкость, мужество, героизм. Более тысячи награждены орденами и медалями. 182 человека погибло, пропало без вести – 4.
55 жителей нашего района проходили службу в Афганистане, 3 человека погибли, 1 пропал без вести, 8 стали инвалидами.
Погибли в Афганистане наши земляки:
(Звучит песня «Гроза»).
Ученик: Александр Бобков родился с. Городки 14 октября 1961 года. В первый класс пошел 1 сентября 1969 года. Стал октябренком, затем пионером, комсомольцем. Был таким же, как и все его одноклассники. Окончил среднюю школу, курсы шоферов в школе ДОСААФ. 11 мая 1980 года призван в ряды Советской Армии. Как страшно и жестоко обходится иногда с нами жизнь. Никто и представить себе не мог, что Саша будет служить в далёком Афганистане. В одном из походов ученики 10 класса написали свои пожелания на будущее, положили в бутылку и закопали. Собрались вновь через 6 лет, не было только Саши. Одноклассники прочли его записку. В будущем Саша мечтал о верной жене и о крепкой, счастливой семье.
Это строки из стихотворения Филипповой Тамары Петровны, классного руководителя 10 класса 1979 года выпуска. Александр часто писал письма домой и с нетерпением ждал ответа. Антонина Петровна, Сашина мама, передала их в школьный музей. В одном он пишет: «Когда я получил письмо, очень обрадовался. Знаете, когда я получаю письма, у меня эти дни бывают самые счастливые в моей армейской жизни… Мы, солдаты, удерживаем эту свободу для нашего народа, а я лично для вас… »
Саша очень скучал по Родине, родным и близким: «Служба уже пошла на второй год. Так что еще немного, еще чуть-чуть, и я буду дома … Доживём и мы до своего праздника, до возвращения домой… За прошедший год я ни разу не наступил на снег ногами, видел его только на склонах и вершинах гор».
Как и все люди, Александр строил планы на будущее. В одном из писем просил: «Узнайте, пожалуйста, где есть мореходное училище, сколько нужно учиться, какие специальности, и напишите мне».
Родители получили от командования части благодарственное письмо: «Мы искренне благодарны вам за хорошее воспитание сына – настоящего патриота – интернационалиста». Саша имел не одно поощрение по службе. Милый, нежный мальчишка стал настоящим солдатом.
Не суждено было осуществиться его мечтам. Молодые, красивые парни отдавали свои жизни за чужую землю. 2 января 1982 года комсомолец А. А. Бобков, выполняя свой интернациональный долг, погиб в Афганистане. Награждён орденом «Красной Звезды» посмертно.
Страшная война, страшные потери. Мы можем лишь только догадываться, что чувствовали родные и близкие погибших солдат в далеком Афганистане, узнав об их гибели.
Ученик: На афганской войне погиб и Иван Елисеев. Родился и вырос в с. Ключи. Он радовался жизни. По характеру был добрым и отзывчивым.
С детства его мать Раиса Кирилловна приучила к труду. Она воспитывала сыновей одна. Муж рано умер от болезни. С 15 лет начал самостоятельную жизнь – учеба в Оренбургском автодорожном техникуме. В октябре 1983 года он стал солдатом. Служил в военно-воздушных войсках.
Шесть месяцев учебки, а потом служба в Афганистане. Долг солдата исполнил сполна, но погиб как тысячи советских солдат на чужой земле. Весной, когда до конца службы оставалось немного, его тело привезли в родное село в цинковом гробу. Все село хоронило его. А каково было его матери. Она не смогла пережить потерю своего сына, похоронив свою кровиночку.
Её каждый день видели идущей с поникшей головой на кладбище на могилу своего сына. И так в течение года, пока от душевной раны, сама не ушла вслед за ним.
Учитель: Погиб в Афганистане и еще один парень Тюльганского района- Быстроновский Александр, житель с. Владимировка.
(Рассказ о Быстроновском).
Ученик: Быстроновский Александр родился 12 февраля 1963 года. Он был вторым ребенком в семье. У него было два брата: старший Павел и младший Виктор. В детстве все они радовали родителей. Подрастая, становились опорой для них. В 1970 году пошел учиться в Владимировскую среднюю школу. После занятий, Саша помогал своим родителям по дому и на работе: носил ведра, давал корм коровам. Если мама задерживалась на работе, то он корову подоит, ужин сварит, полы вымоет. У Саши было очень много друзей. В классе, где он учился, к нему относились с уважением, он со всеми находил общий язык.
Он увлекался музыкой. Учился он хорошо. С другом детства Игорем Кучерук любил конструировать, и многое им удавалось. После уроков, вместе с братьями он любил пошутить и пошалить. Окончив школу, Саша выучился на телемастера, потому что, он в детстве любил конструировать различные модели радиоприемников, сам мог отремонтировать домашний телевизор. Но по специальности не работал, такой не было на селе. Перед армией, Саша от военкомата учился в Оренбургском ДОССАФ на радиомеханика.
В армию призвали 1 апреля 1981 года. Попал в учебную часть, где прошел подготовку. После учебной части попал в Афганистан. Служил в войсковой части 53336 «Б». А письма домой он писал такие:
«Здравствуйте мама, папа, бабушка, братишка Витя. С большим горячим солдатским приветом к Вам Саша…, в части, приняли нас хорошо… немного стал привыкать. Пишите поскорее»… и еще: «…получил от братьев письма. Очень обрадовался. Но сразу ответить не смог….»
На первый взгляд – это обычные письма. Но особенность их в том, что они шли с войны, писались в перерывах между боями. Он обещал маме вернуться, и сам искренне верил в это. Да и сама мысль о смерти в девятнадцать лет кажется кощунственной. А перед этим он прислал родным и близким письма, в которых были поздравления с наступающим Новым годом. И поэтому все с трудом поверили в страшное известие о его гибели.
Какой мерой измерить горе матери? Да и есть ли такая мера? Девятнадцать лет – это весна жизни, её расцвет, в душе – звуки музыки, песни. О чем же пели солдаты, Сашины ровесники, в Кундузе? Они пели: «Умирать нам вроде рановато, а приказ не выполнить – страшней».
И умирали. Недопев. Недожив. Недолюбив. Слезы лились по щекам матери Екатерины Семеновны. Какое это горе?! Не дай Бог его никому пережить.
Обыкновенный деревенский парень. Любил жизнь, родителей. Радовался весне и солнцу. И в Афганистане, перенося тяготы и лишения войны, надеялся, что все обойдется, и он вернется домой….
О нем помнят родные, друзья, учителя родной школы, где он учился. Учитель русского языка и литературы – Гульсира Яруловна Салимгареева, которая учила Сашу, написала стихотворение, посвященное ему.
Рядовой Александр Николаевич Быстроновский погиб 30 декабря 1981 года выполняя интернациональный долг в республике Афганистан. Саша похоронен в родном селе Владимировка Тюльганского района. Награжден Грамотой Президиума Верховного Совета СССР «Воину-интернационалисту» Указ от 28 декабря 1988 года (посмертно), медалью «Воину – интернационалисту от благодарного афганского народа» 5 ноября 1988года (посмертно).
Учитель: Решением совета депутатов Чапаевского сельского совета Тюльганского района, по просьбе жителей села Владимировка переулок Школьный переименован в переулок Александра Быстроновского. На здании МБОУ «Владимировская СОШ» в 2009 году установлена мемориальная доска в честь выпускника школы А.Быстроновского погибшего в Афганистане, выполняя интернациональный долг. Война нам не нужна, нам, жителям планеты Земля, делить нечего. Мы хотим жить спокойно, мирно, счастливо, строя себе дом, семью и быть спокойным за свое будущее, за будущее своих детей.
Учитель: Проходят годы. Недавние события уже становятся историей, но мы не имеем права сплеча судить о них и давать оценку. У нас есть только обязанность: помнить тех, кто не вернулся домой. Вспомним о них сегодня. Вспомним и помолчим…. Предлагаю почтить минутой молчания память воинов – афганцев, воинов – чеченцев, воинов ВОВ не пришедших с войны и тех, кто умер в мирное время от ран.
Ученик: В 1985 году в СССР началась «перестройка». Новое руководство СССР испытывая экономические и политические трудности, для улучшения международного имиджа страны решила вывести войска из Афганистана, но при этом сохранялась помощь демократическому правительству ДРА.
(Видео-клип «Мы уходим»).
Учитель: Как бы мы не относились к афганским событиям, подвиг нашего солдата был чистым и достойным. Они не струсили, не прятались, вели себя так, как подобает воинам. Подвиг воина – это подвиг долга, присяги.
Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкают орудия. Они продолжаются в душе тех, кто в ней участвовал. И эта война не исключение. Она долго еще будет напоминать о себе, пока живы вы – войны. Извините, что мы сегодня заставили вас заново пережить то, что вы пережили там за кордоном. Но об этих ужасах должно знать молодое поколение, чтобы не допустить еще таких ошибок нашего государства. А вам спасибо за вашу службу.
Дорогие наши воины-афганцы! Разрешите поздравить вас с 25-летием вывода наших войск из Афганистана, приближающим праздником Днем защитника Отечества. Пожелать вам, чтобы над вами всегда было мирное, голубое небо и яркое солнце. Пусть всегда будет мир!!!
(Вручение цветов и подарков воинам-афганцам)
(Звучит песня «Верь и надейся»)
Учитель: Предлагаю вам на макетах символических журавлей, по преданию в которых превращаются погибшие солдаты написать отзывы о проведенном уроке Мужества).
(Гости оставляют свою запись в Книге почетных гостей. Учащиеся пишут отзывы о проведенном уроке Мужества на макетах журавлей).
Сегодня на уроке Мужества я узнал ………
Больше всего мне запомнилось…..
Я хотел, что бы ………
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи