Виктор Петрович Поляничко

Виктор Петрович Поляничко

 

В.П. Поляничко (третий слева) в Афгинастане

(9.03.1937-1.08.1993 гг.)  

Политический советник генерального секретаря Центрального комитета народной  демократической партии Афганистана, руководитель группы советников в Афганистане.

  

Горячие точки его души 

 

Виктор Петрович Поляничко – государственный деятель России, Почетный гражданин городов Оренбурга, Орска, Гая, Челябинска,  Магнитогорска, Ростов-на-Дону. Семь с половиной лет Виктор Петрович проработал в «горячих точках», занимаясь  миротворческой деятельностью.

1985-1988 гг. – политический советник генерального секретаря Центрального Комитета Народной демократической партии Афганистана, руководитель группы советников в Афганистане. Награжден Президентом Афганистана Наджибуллой высшим орденом страны.

1988–91 гг. – секретарь ЦК КПСС Азербайджана.

С 1993 г. – Вице-премьер Правительства России, глава Временной администрации в районах чрезвычайного положения Ингушетии и Северной Осетии.

1 августа 1993 года Виктор Петрович Поляничко погиб при выполнении миротворческой миссии в Северной Осетии и Ингушетии.

В газете «Контингент» № 1-2  2004 года напечатаны воспоминания В.П. Поляничко о событиях в Афганистане:

 «В Афганистан попадали по-разному. Мне хотелось быть там, где тяжело нашим людям, где гибли наши парни. Меня не отпускали. Наконец, после моего выступления на совещании аппарата ЦК КПСС, где я пытался критиковать некоторые «цэковские устои», я услышал: «Пожалуйста, можете ехать».

Прослужил там почти три года советником. Насмотрелся, наслушался всякого. В этой стране наши советники прошли всё то, что случилось потом у нас. Многопартийность и многоукладность экономики, президентское правление и уход партии с руководящей роли, даже путч, с успехом проваленный...

Нам нельзя было вводить войска в Афганистан. Это — ошибка века. Союз сам уже был болен, а мы со своим уставом, не зная истории, религии афганского народа, учили его, как надо жить, строить «светлое» будущее.

Но все афганские дни мы занимались формированием, а затем и реализацией политики национального примирения, стремились к выводу наших войск. Мы выстрадали национальное примирение! Всё, что мы делали тогда, в середине восьмидесятых, надо было делать значительно раньше. Не с таким явным, страшным опозданием. Афганская проблема, как открытая рана, будет кровоточить ещё 50-60 лет.

Мы в долгу и перед нашими ребятами, оставшимися там, и перед афганским народом. Советники тоже хлебнули немало горя. Каждый день там мы начинали как свой последний день. Не всем хватило доброты наших сердец…».

В книге «Афганистан: Боль и бессмертие» в главе «Рафик Виктор» Геннадий Петрович Кузьмечев пишет о том, что  прибытие Виктора Петровича Поляничко в Афганистан совпало с перестройкой в нашей стране, когда уже предпринимались серьёзные попытки анализа афганской ситуации, силовые методы ее решения осуждались и отклонялись….

…Очень ценил Виктор Петрович советы генерала Валентина Варенникова, первого заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. В.И. Варенников в разные периоды бывал в Афганистане, знал все его проблемы и очень во многом помог разобраться нам всем. Валентин Иванович глубоко разбирался в афганских проблемах… Он акцентировал внимание на настроении военных. «К весне 1985 года мы созревали в мысли, что пора, наконец, развязать афганский узел мирным путём, – делился с нами Варенников. – советское военное руководство стало подсказывать Москве, что наши войска лишь компрометируют советское государство и нужно вернуть их на Родину». Своей энергией Виктор Петрович заражал всех, с кем работал и общался. …Виктор Петрович был открытыми и широким человеком. Даже его крепкая богатырская фигура внушала надёжность, уверенность, рассудительность. Ему абсолютно чужды были высокомерие, начальственный тон, чиновничье чванство. Говорил он негромко, неторопливо, но всегда по сути.…Даже флегматичные личности, попадая в его вихреобразную орбиту, были обречены включаться в его ритмы и скорости...

Именно Виктор Поляничко самым первым не только заговорил о политике национального примирения, разработал ее стратегию, но и приступил к ее практической реализации. Он прекрасно осознавал, как непросто будет в Москве доказать правоту своей идеи. Но искренне верил, что мы находимся в Афганистане, чтобы помочь простым людям, и не имел право их предать. Виктор Петрович искренне полюбил эту страну с древней и тяжелой историей и рассчитывал на понимание и поддержку здравомыслящих афганцев. И действительно, у него становилось все больше единомышленников, помощников и в столице, и в дальних кишлаках. Ему верили и с почтением приветствовали: «Рафик Виктор!», что в переводе с пушту – «Товарищ Виктор!»

….По инициативе Виктора Петровича было создано Правительство Национального согласия… С приходом Наджибуллы к власти началась очень напряженная работа в двух направлениях: подготовка к выводу из ДРА первых шести полков и внедрение программы национального примирения. Все другие дела, дискуссии сами собой отошли на второй план….

Поляничко и его коллеги не уставали убеждать Москву, что, при выводе советских войск из Афганистана, необходимо во что бы то не стало сохранить в руководстве страной позиции за НДПА. То есть оставить своё влияние на Кабул и поддерживать достигнутую при президенте Наджибулле сравнительно устойчивую стабильность в стране, способствовать затуханию пожара гражданской войны. Необходимо оставить своих советников в экономике, политике, гуманитарной сфере, ведь мы вложили огромные средства в эту страну на протяжении многих десятилетий и рассчитывали видеть Афганистан как доброго соседа…

В октябре 1988 года В.П. Поляничко навсегда покинет Афганистан. В Азербайджане отчётливо замаячил на политическом горизонте призрак гражданской войны.

Время потребовало политиков-специалистов в области социальной и национальной конфликтологии, профессионалов по умиротворению острых национальных конфликтов.                  В. Поляничко всем своим жизненным опытом, воспитанием и образованием, практикой комсомольской, партийной, государственной деятельности был подготовлен, чтобы стать политиком-профессионалом в сфере национальных отношений.

Для Поляничко страна разделилась не на русских и украинцев, татар, башкир и евреев, армян и азербайджанцев, грузин и абхазов, а на людей умных и дураков, добрых и злых, порядочных и мерзавцев.

В июне 1993 года он получил новое назначение и вылетел во Владикавказ. Виктор Петрович был уже пятым (за восемь месяцев) главой Временной администрации района чрезвычайного положения в Северной Осетии и Ингушетии. Там шла братоубийственная война. Родные и близкие умоляли, отговаривали его принимать новую должность.

Виктор Петровчи абсолютно был уверен в успехе народной дипломатии, что ему удастся добиться взаимопонимания между враждующими людьми: «Я не ручаюсь за всю страну, но на вверенной мне территории постараюсь добиться мира и согласия, нормальной жизни. Люди истосковались по такой жизни, а их стравливают. Это же не демократия, а волчий гитлеризм: стравить народы, чтобы ослабить их и поработить…».

Решительность и бескорыстие В.П. Поляничко достойны величайшего уважения. Он шел навстречу опасности, хотя не раз лицом к лицу встречался со смертью. До Владикавказа на него уже совершались четыре покушения. Террористические акты следовали один за другим: был взорван штабной вагон, в котором он работал, обстреляна его машина. Наконец, последовал выстрел из гранатомета в открытое окно его кабинета во время проведения совещания. К счастью, никто не погиб. Виктор Петрович был контужен, но из Степанакерта не уехал и продолжал миротворческую миссию.

Вице-премьер-министр, уполномоченный Президента России на северном Кавказе, глава временной администрации В. Поляничко терпеливо, уважительно, доброжелательно вел переговоры с обеими конфликтующими сторонами, проводил совместные встречи.

Виктор Петрович говорил: «Пушками и ракетами ничего не решить. Ингушам и осетинам надо садиться за стол переговоров. Пора понять, что Москва за них ничего решать не будет. Мы никак не можем разрешить одну проблему: есть правда московская, осетинская, ингушская, а где же истина? Каждая сторона отстаивает свои интересы, прикрываясь разными лозунгами, забывая о том, что высшие интересы государства – защита прав и свобод его граждан. Иначе кому нужно государство?»

Виктор Поляничко сам был по образованию журналистом, закончил Московский университет. Он знал цену слова и всегда говорил: «Главное оружие человека – слово. Если оно пустое, не действует, то человек из-за слабости своей хватается за оружие…». Эту истину он подтвердил своей жизнью.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить